Greatest Hits 1970-2002
В преддверии рождественских распродаж многие ветераны жанра отмечаются подобными компиляциями. Массивными, стильно оформленными, да вот беда - без особых вкуса-смака подобранными. В прошлом году это были Bee Gees. Теперь вот - старина Элтон Джон. С Bee Gees тут действительно много общего.
Во-первых, некоторая передозировка по части балладных номеров. Создается такое впечатление, что в мировых хит-парадах днюют и ночуют лишь медляки. Каким-то чудом затесавшиеся среди них разбитной псевдо-джазовый "Honky Cat", комический "Crocodile Rock" (похоже, все уже забыли, что это всего лишь пародия на "Speedy Gonsales" Пэта Буна), полная пулеметной риффовки и атлетических духовых "The Bitch Is Back" и кровожадная "Saturday Night's Alright For Fighting", конечно, хороши, но общего впечатления от подборки изменить, увы, не в силах.
Во-вторых, при прослушивании может создаться впечатление, что все лучшее попало на первый диск. Элтон Джон - из той категории звезд эстрады, чьи старые песни незаслуженно забываются, хотя продолжают исполняться на каждом концерте. Таким образом, с позиций сегодняшнего дня второй диск сборника, безусловно, "хитовее" - зато первый интереснее. При этом именно с ним у знатоков может быть связано самое большое количество разочарований.
"Your Song", "Rocket Man" и "Goodbye Yellow Brick Road" - прекрасные песни, слов нет. Но где "Son Of Your Father"? Где "Ballad Of A Well-Know Gun"? Где, если уж составители так зависали на медляках, "Talking Old Soldiers"? Вообще, материал "Tumbleweed Connection" 1970 года странным образом остался за бортом. А ведь этот считается чуть ли ни первым по-настоящему успешным релизом Элтона! В то же время "Candle In The Wind", реквием Мэрилин Монро - а теперь и принцессе Диане, - "а также всем загибающимся блондинкам" (как ядовито заметил однажды Кит Ричардс), так и осталась в памяти народной скорее своим названием, нежели музыкой. Хит - пока звучит. Под нос ее мало кто напевает.
А вот диско-номера маэстро Элтона, мало имеющие общего с диско в общепринятом смысле этого слова - хороши практически все. Так что "Philadelphia Freedom" и "Don't Go Breaking My Heart" тут уместны. Хорошо, что последняя, как, впрочем, и "Candle In The Wind", имеются здесь в оригинальных версиях - ибо в последнее время многие музыканты стали помещать на подобные сборники именно "апгрейты" (а иногда и ремиксы!). "Candle In The Wind", правда, что в старом варианте, что в новом - один леший, а вот за "Don't Go Breaking My Heart" приятно. Хотя, быть может, и стебовая самопародия в стиле якобы техно пришлась ко двору. Но лишь в качестве бонус-трека. Во-всяком случае теперь нынешним оболтусам будет понятно, откуда Найк Борзов взял припев для своего хита "Три Слова".
Второй диск начинает с танцевальных номеров, давно и прочно вошедших в "золотой фонд" MTV, но несколько подпорченых пресловутым "звуком 80-х". Разумно, что их тут немного. В отличии от прочих старичков, Элтона практически не затронул разнузданный электропоп 80-х. И выдержанная в этом пластиковом стиле "I'm Still Standing" здесь нужна главным образом для того, чтобы напомнить миру, по какому букварю учились грамоте Джорди Майкл и иже с ним. Имеется также и небезызвестная "Nikita", из-за которой упомянутое имя по недоразумению воспринималось как женское. Во-всяком случае, Люк Бессон, создатель самого первого фильма серии "Никита", когда спрашивали о выборе имени для героини, ссылался именно на Элтона Джона.
Как и на "Their Greatest Hits" Bee Gees, во второй части имеется как минимум одна баллада, возвышаюшаяся над всеми остальными, как первая среди равных - сокрушительная "Belive". Она круче и всех песенок из мультфильмов на стихи Тима Райса, и даже "The One", к которой вроде бы прикладывал руку небезызвестный Дэвид Гилмор. Лишь "I Want Love" с недавней программы "Song From The West Coast", не такая вылизанная по звуку и исполнению, как все вышеуслышанное, и более всего напоминающее шедевры 70-х, способна заставить ее чуть потесниться. Увы, с этой чрезвычайно удачной работы на сборник не вошли ни "The Wasteland", ни "Birds". Только еще одна баллада "This Train Don't Stop There Anymore". О, нет...
Сувенирно-коллекционную ценность такой сборник, безусловно, имеет. Отличный подарок для всех любителей медленных танцев. Но для начального ознакомления с творчеством легендарного английского композитора это собрание подходит примерно так же, как и два старых полупиратских виниловых диска из курьезной серии "Архив Популярной Музыки".
28.08.2008, БЕБЕНИН Дмитрий (ЗВУКИ РУ)